Структура энергопотребления и потенциал энергосбережения Росси

События, происходящие в последние десятилетия на мировой арене, еще раз подтвердили важность, актуальность и необходимость решения проблем, связанных с сохранением и эффективным использованием энергии. Ведь в современном мире, наличие в стране энергетических ресурсов дает ей весомые преимущества перед другими государствами, делает ее конкурентоспособной и независимой.

К счастью, Россия находится в довольно выгодном положении. Ее ресурсы позволяют ей не только быть энергетически независимой, но и использовать их для выхода из кризисной ситуации. Но вместо этого, наша страна относится к такому богатству более, чем расточительно, не опираясь на мировые стандарты (к примеру, сжигание 1 нефтяного эквивалента производит в стране товаров на сумму, равную 1,9 доллара, а в мире средний показатель такого эквивалента составляет 4,7 доллара).

Ежегодно Россия вырабатывает топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) в количестве 1400 млн. тонн условного топлива (тут), но только 64% из них (около 900 млн.т) используется для внутренних нужд страны. Около 45% энергии расходует топливно-энергетический комплекс (ТЭК), 25% — промышленная и строительная отрасли народного хозяйства, 20% — жилищно-коммунальный сектор, сельское хозяйство и транспорт забирают всего 10% от общего количества энергии.

Разделение вполне приемлемо, вот только большая часть из этого энергетического объема (25-47%) тратится впустую. Данные, опубликованные в энергетической российской стратегии до 2020 г. сообщают, что потенциал энергосбережения в стране оценен в 360 — 430 млн. ТУТ (230 — 250 млн. т в пересчете на нефтяной эквивалент). Это сопоставимо с объемами всех нефтепродуктов, которые вывозятся из России. Кстати, 1/3 всего потенциала сосредоточена в топливно-энергетической сфере, 1/3 забирает промышленность и строительство, а ? — ЖКХ. Остаток разделяют между собой остальные отрасли экономики.

Теперь рассмотрим энергетический комплекс, как основу энергетической безопасности страны. Обеспеченность России энергетическими ресурсами — основа ее безопасности, но отсутствие четкой, грамотно разработанной федеральной политики, целью которой является повышение эффективности использования энергии и реализация программ, направленных на энергосбережение, привели к тому, что Россия не может выполнять взятые на себя обязательства в рамках Киотского протокола. А ведь политика эффективного использования энергетических ресурсов даст возможность улучшить экологическую ситуацию в нашей стране, которая сегодня находится в катастрофическом состоянии.

Но активисты "Гринпис" являются более последовательными в этом вопросе. С каждым годом, организация разрабатывает десятки проектов, направленных на реализацию международных договоров. Например, в 2005 году "Гринпис" стал инициатором реализации специальных демонстрационных проектов, целью которых является сбережение энергии в отдельных объектах социальной сферы. Довольно перспективным является проект, связанный с уменьшением энергопотребления, а вместе с этим и потерь тепла, в школах России.

Энергосбережение в школах

Энергосбережение в школах

Киотский протокол декларировал особую значимость вопросов энергосбережения для всего человечества. В связи с этим во всех российских школах вопросы сохранения энергии выходят на первых план: собираются специальные комиссии по решению этой проблемы, проводятся семинары, поощряются рациональные изобретения отдельных лиц. Но, данная проблема, требует не только концептуального теоретического подхода, но и практического исполнения разработанных концепций. А это, прежде всего, означает, что россиянам нужно в корне поменять свое отношение к этому ресурсу, изменив и свои привычки.

Кроме объективных, есть еще и субъективные причины энергозатратности российских школ: нерациональная проектировка зданий (особенно если речь идет о постройке 25-45-летней давности) и их обветшание, принадлежность школ к муниципальной собственности (оплату за тепло субсидирует муниципальный бюджет), некачественные услуги, которые предоставляют энергокомпании и т.д. А ведь по расчетам специалистов, выполнение в школах всех положений программы по энергосбережению, позволит не только снизить энергопотребление почти наполовину, но еще и на столько же улучшить его качество.

Кабинет

Естественно, тут же возникает вполне закономерный вопрос: почему такая нужная программа до сих пор остается "теорией" и не реализуется? Все дело в том, что для начала необходимо провести предварительный энергоаудит. Мероприятия, выполнение которых предусматривает программа энергосбережения в школах, следующие: закупка и оснащение образовательных учреждений приборами по учету затраченной энергии, замена всех видов ламп энергосберегающими, рационализация расстановки источников света во всех помещениях объектов и снабжение их сенсорными датчиками освещенности для автоматической регулировки электрического освещения, а также его включения и выключения, установка специальных отражающих поверхностей на лампах. Кроме того, необходимо провести организованные мероприятия по утеплению крыш и внешних стен объектов, заменить старые окна и двери, произвести замену системы централизованного отопления и автоматизировать регулировку подачи тепла с помощью специальных датчиков, а также произвести закрытие помещений, которые не используются, с отключением отопления, обеспечить изменение работы школьного кухонного оборудования (речь идет о плитах, печах и вытяжках, а также об обеспечении надлежащего технического обслуживания холодильников и морозильных камер) и термоизолировать крышу, потолок и наружные стены.